РП "Занимательная информатика" 5-6 классы
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования) (для 5-8 классов);
3. Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 N 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования"
4. Приказ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в ФГОС OОО, утв. приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 № 1897»,
5. Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10» «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011) (далее - СанПиН 2.4.2. 2821- 10);
6. ООП ООО МКОУ Богдашкинской СШ;
7. План внеурочной деятельности МКОУ Богдашкинской СШ;
8. Программа «Учимся с Intel®».
Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная информатика» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и на основе программы «Учимся с Intel®», которая является частью глобального проекта компании Intel «Инновации в образовании». В данном курсе осваиваются информационно-коммуникационные технологии и технологи коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Целью данной программы является формирование информационно – коммуникационной компетентности учащихся.
Основными задачами являются:
• развитие технологической грамотности;
• формирование навыков совместной деятельности;
• развитие критического мышления;
• освоение знаний о роли информационной деятельности человека в преобразовании окружающего мира;
• формирование первоначальных представлений о различных профессиях.
Под грамотностью в области технологий подразумевается умение использовать компьютерные технологии для общения, решения проблем, сбора, организации и распространения информации. Данный курс позволит учащимся получить практические навыки работы с разнообразными компьютерными программами. У них появится возможность использовать компьютер не только для поиска информации в Интернете, но и для того чтобы рисовать, писать, решать математические задачи и создавать презентации.
Критическое мышление включает умение решать проблемы. Существует множество путей решения проблем. Данный курс предоставит учащимся возможность развить и продемонстрировать умение решать проблемы и использовать навыки критического мышления. Так, например, работая над заданиями и проектом, они будут планировать, проверять и обсуждать свою работу.
Сотрудничество включает умение работать в команде. Данный курс способствует развитию различных видов сотрудничества. Учащиеся будут не только вдвоем работать с одним учебником, но и вместе пользоваться компьютером, работая над заданиями и проектом. Это значит, что у каждого учащегося появится возможность работать в паре с партнером, который поможет ему учиться, решать поставленные задачи и творить.
Заложенные в программе образовательные технологии критического мышления, кооперативного обучения, проектной деятельности являются основами личностно – ориентированного, развивающего обучения.
Программа рассчитана на 2 года обучения. Объем программы - 70 часов, по 1 часу в неделю. На каждый год обучения отводится по 35 часов.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты освоения курса внеурочной деятельности:
• сознательное принятие и соблюдение правил работы;
• актуализация собственного жизненного опыта;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
• соблюдение правил поведения в компьютерном классе, направленное на сохранение школьного имущества и здоровья ученика и его одноклассников;
• планирование действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения;
• осуществление итогового и пошагового контроля;
• ориентации на конечный результат, сравнение результата с замыслом;
• начало профессионального самоопределения, знакомство с миром профессий.
Метапредметные результаты:
• использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, включая поиск, сбор, обработку, анализ, организацию, передачу и интерпретацию информации;
• нацеленность на применение средств ИКТ в качестве инструмента в учёбе и повседневной жизни.
После окончания курса, учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
Учащиеся научатся:
• основным правилам работы на ПК;
• технологии обработки текстовой, числовой, графической, мультимедиа информации с помощью ПК;
• решать поставленные задачи;
• выбирать оптимальное решение из множества возможных (обосновывая выбор);
• находить нужную информацию из большого его потока;
• публично выступать с презентацией своей работы;
• объективно оценивать свою работу и работу товарищей;
• создавать и редактировать изображения в графическом редакторе Paint;
• создавать текстовые документы на основе программы Microsoft Word;
• работать с электронными таблицами в программе Microsoft Excel;
• создавать презентации в программе Microsoft PowerPoint.
Учащиеся получат возможность:
• познакомиться с возможностью использовать инструменты информационных технологий в совместной работе над созданием моделей, публикаций и других творческих работ;
• использовать разнообразные способы и приемы для эффективной передачи идей и информации;
• использовать ресурсы информационных технологий для решения проблем и принятия ответственных решений;
• осознанно применять компьютерные программы, информацию и программное обеспечение;
• использовать инструменты технологий для обработки информации и подготовки отчетов.
Содержание курса первого года обучения
1. Знакомство с курсом. (2 часа)
Введение. Правила поведения на занятиях. Найдите кого-то, кто ... Основы работы на компьютере. Практические работы: Поиск в Интернете
2. Графика. (4 часа)
Введение. Обзор рисунков. Знакомство с графическими редакторами. Основные принципы работы. Практические работы: Почтовая марка; Карта.
3. Работа с текстом. (4 часа)
Введение. Обзор текстовых редакторов. Задания по работе в текстовых редакторах. Практические работы: Объявление; Календарь; Статья.
4. Таблицы. (5 часов)
Введение. Обзор табличных редакторов. Основы работы с таблицами. Диаграммы, графики. Практические работы: Адресная книга; Опрос; Статистика.
5. Мультимедиа. (5 часов)
Введение. Обзор работы с мультимедиа приложениями. Задания по работе с мультимедиа приложениями. Практические работы: Реклама; Шкала времени.
6. Повторение. (3 часа)
Обзор изученных технологий. Создание совместных документов. Практические работы: Альбом на память.
7. Разработка проекта. (10 часов)
Введение. Планирование проекта. Создание проекта. Проверка проекта. Практические работы: Проект по выбору.
8. Представление и защита проекта. (2 часа)
Основными видами внеурочной деятельности являются познавательная и исследовательская деятельность, а также проблемно – ценностное общение. Для организации учебных занятий используются словесно – логические формы деятельности и проектная деятельность.
Тематическое планирование первого года обучения
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
||
Теория |
Практика |
Всего |
||
1 |
Знакомство с курсом |
1 |
1 |
2 |
2 |
Графика |
1 |
3 |
4 |
3 |
Работа с текстом |
1 |
3 |
4 |
4 |
Электронные таблицы |
1 |
4 |
5 |
5 |
Мультимедиа |
1 |
4 |
5 |
6 |
Повторение |
2 |
1 |
3 |
7 |
Разработка проекта |
4 |
6 |
10 |
8 |
Представление и защита проекта |
2 |
- |
2 |
|
Итого: |
13 |
22 |
35 |
Содержание курса второго года обучения
1. Знакомство с курсом. (2 часа)
Введение. Правила поведения на занятиях. Основы работы на компьютере. Практические работы: Поиск в Интернете
2. Работа с графическим редактором. (3 часа)
Знакомство с графическими редакторами. Основные принципы работы. Практические работы: создание различных рисунков.
3. Работа с текстовым редактором. (3 часа)
Обзор текстового редактора. Задания по работе в текстовом редакторе. Практические работы: создание и форматирование текстовых документов.
4. Работа с табличным редактором. (3 часа)
Введение. Обзор табличного редактора. Основы работы с таблицами. Диаграммы, графики. Практические работы: создание и форматирование табличных документов, работа с диаграммами.
5. Информационные технологии и профессии. (1 час)
Беседа об изменениях в жизни людей и о новых профессиях, появившихся с изобретением компьютера. Профессии, требующие применения информационных технологий.
6. Учитель. (6 часов)
Обсуждение аспектов деятельности учителя. Обзор заданий, на применение полученных навыков работы в различных приложениях. Практические работы: Диплом; Ведомость оценок; Кроссворд.
7. Врач. (6 часов)
Обсуждение аспектов деятельности врача. Обзор заданий, на применение полученных навыков работы в различных приложениях. Практические работы: Анкета; Пиктограмма; Буклет.
8. Предприниматель. (6 часов)
Обсуждение аспектов деятельности предпринимателя. Обзор заданий, на применение полученных навыков работы в различных приложениях. Практические работы: Логотип; Визитка; Реклама.
9. Повторение. (5 часов)
Обзор изученных технологий. Разработка презентации по итогам изучения курса.
Основными видами внеурочной деятельности являются познавательная и исследовательская деятельность, а также проблемно – ценностное общение. Для организации учебных занятий используются словесно – логические формы деятельности и проектная деятельность.
Тематическое планирование второго года обучения
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
||
Теория |
Практика |
Всего |
||
1 |
Знакомство с курсом |
1 |
1 |
2 |
2 |
Работа с графическим редактором |
1 |
2 |
3 |
3 |
Работа с текстовым редактором |
1 |
2 |
3 |
4 |
Работа с табличным редактором. |
1 |
2 |
3 |
5 |
Информационные технологии и профессии. |
1 |
- |
1 |
6 |
Учитель |
- |
6 |
6 |
7 |
Врач |
- |
6 |
6 |
8 |
Предприниматель |
- |
6 |
6 |
9 |
Повторение. |
2 |
3 |
5 |
|
Итого: |
7 |
28 |
35 |