РП ОБЖ 10 класс
Нормативно – правовая база:
I. Федерального уровня:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства РФ № 56 от 30.06.99 «Об утверждении обязательного минимума содержания среднего общего образования».
II. Регионального уровня:
1. Распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 15.03.2012 №929-р «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений Ульяновской области, реализующих программы общего образования».
2. Распоряжение Министерства образования Ульяновской области №3768-р от 28.09.2010 «О мерах по подготовке обучающихся общеобразовательных учреждений Ульяновской области к военной службе».
3. Письмо Министерства образования и науки Ульяновской области от 26.08.2016 №73-иогв-010201/6646 исх «О формировании учебных планов в общеобразовательных организациях Ульяновской области в 2016/2017 учебном году».
III. Школьного уровня:
1. Образовательная программа среднего общего образования (протокол педагогического совета от 29.08.2016 №1).
2. Учебный план среднего общего образования МКОУ Богдашкинской СШ на 2016-2017 учебный год.
Рабочая программа составлена на основе программы: «Программы для образовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности 5-11 кл. – М.: Просвещение, 2010.»
Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов (2 часа в неделю), в том числе на проведение практических работ.
Цели учебного предмета
Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 10— 11 классах направлено на достижение следующих целей:
1. усвоение и закрепление учащимися знаний:
• об опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера,
• о влиянии их последствий на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства,
• об угрозе национальной безопасности России международного терроризма и наркобизнеса,
• о государственной системе обеспечения защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени,
• об организационных основах борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации,
• об организации подготовки населения страны к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, при угрозе террористического акта,
• о мерах профилактики наркомании,
• о роли здорового образа жизни для обеспечения демографической безопасности страны,
• о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности,
• об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
2. усвоение учащимися содержания:
• основных положений Конституции Российской Федерации и федеральных законов в области обороны государства и противодействия терроризму,
• нормативно-правовых актов Российской Федерации, определяющих порядок подготовки граждан к военной службе в современных условиях и меры противодействия терроризму;
3. усвоение учащимися знаний:
• о предназначении, основных функциях и задачах Вооруженных Сил Российской Федерации,
• о видах Вооруженных Сил Российской Федерации и родах войск,
• о руководстве и управлении Вооруженными Силами Российской Федерации,
• об участии Вооруженных Сил России в контртеррористических операциях,
• о государственных и военных символах Российской Федерации;
4. формирование у учащихся современного уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности, способностей осуществить выбор профессиональной деятельности, связанной с обеспечением защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, в том числе сознательного отношения к военной службе и военной профессии как к выполнению каждым гражданином Российской Федерации конституционного долга и обязанностей по защите Отечества;
5. развитие у учащихся:
• личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе при угрозе террористического акта,
• потребности в соблюдении норм здорового образа жизни,
• потребности к выполнению требований, предъявляемых к гражданину России в области безопасности жизнедеятельности,
• физических и морально-психологических качеств, необходимых для выполнения гражданином обязанностей в профессиональной деятельности, в том числе обязанностей военнослужащего по вооруженной защите Российской Федерации, при прохождении военной службы по призыву или по контракту в современных Вооруженных Силах Российской Федерации или других войсках.
Общая характеристика учебного предмета.
Программа по основам безопасности жизнедеятельности на уровне среднего общего образования разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего общего образования и в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности.
Программа предназначена для углубленного изучения учащимися тем в области безопасности жизнедеятельности с учетом их потребностей в повышении уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства.
Реализация программы позволит сформировать у обучаемых целое представление по обеспечению защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз в Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности. Реализация программы поможет также определить направление самостоятельной подготовки в области безопасности жизнедеятельности в выбранной профессиональной деятельности и в повседневной жизни с учетом своих возможностей и потребностей.
Место предмета в учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения ОБЖ в 10 классе из расчета 2 учебных часа в неделю.
Содержание тем учебного курса
Название тем |
Краткое содержание тем. |
Кол-во часов |
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства. |
24 часа |
|
Раздел 1. Основы комплексной безопасности. |
10 часов |
|
Тема 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни. |
Автономное пребывание человека в природной среде. Практическая подготовка к автономному существованию в природной среде. Обеспечение личной безопасности на дорогах. Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях. |
4 ч. |
Тема 2. Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций. |
Чрезвычайные ситуации природного характера и их возможные последствия. Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и возможные их последствия. Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера. |
4 ч. |
Тема 3. Современный комплекс проблем безопасности военного характера |
Военные угрозы национальной безопасности России и национальная оборона. Характер современных войн и вооружённых конфликтов. |
2 ч. |
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера |
2 часа |
|
Тема 4. Нормативно-правовая база и организационные основы по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. |
Нормативно-правовая база Российской Федерации в области обеспечения безопасности населения в чрезвычайных ситуациях. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), её структура и задачи. |
2 ч. |
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации |
11 часов |
|
Тема 5. Терроризм и экстремизм — чрезвычайные опасности для общества и государства. |
Терроризм и террористическая деятельность, их цели и последствия. Факторы, способствующие вовлечению в террористическую деятельность. Профилактика их влияния. Экстремизм и экстремистская деятельность. Основные принципы и направления противодействия террористской и экстремистской деятельности. |
4 ч. |
Тема 6. Нормативно-правовая база борьбы с терроризмом и экстремизмом в Российской Федерации. |
Положения Конституции Российской Федерации, Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, Федеральных законов «О противодействии терроризму» и «О противодействии экстремистской деятельности». Роль государства в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации. |
2 ч. |
Тема 7. Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму. |
Значение нравственных позиций и личных качеств в формировании антитеррористического поведения. Культура безопасности жизнедеятельности - условие формирования антитеррористического поведения и анти экстремистского мышления. |
2 ч. |
Тема 8. Уголовная ответственность за участие в террористической и экстремистской деятельности. |
Уголовная ответственность за террористическую деятельность. Ответственность за осуществление экстремистской деятельности. |
2 ч. |
Тема 9. Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта. |
Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта. |
1 ч. |
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. |
6 часов |
|
Раздел 4. Основы здорового образа жизни. |
6 часов |
|
Тема 10. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний. |
Сохранение и укрепление здоровья - важнейшая часть подготовки учащихся к военной службе и трудовой деятельности. Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика. |
2 ч. |
Тема 11. Здоровый образ жизни и его составляющие. |
Здоровый образ жизни. Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека. Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек. |
4 ч. |
Модуль 3. Обеспечение военной безопасности государства. |
40 часа |
|
Раздел 6. Основы обороны государства. |
19 часов |
|
Тема 12. Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны. |
Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны. Основные виды оружия и их поражающие факторы. Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Средства индивидуальной защиты. Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации. Организация гражданской обороны в общеобразовательной организации. |
7 ч. |
Тема 13. Вооружённые Силы Российской Федерации — защитники нашего Отечества. |
История создания Вооружённых Сил Российской Федерации. Памяти поколений - дни воинской славы России. Состав Вооружённых Сил Российской Федерации. Руководство и управление Вооружёнными Силами Российской Федерации. |
3 ч. |
Тема 14. Виды и рода войск Вооружённых Сил Российской Федерации. |
Сухопутные войска (СВ), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника СВ. Военно-воздушные силы (ВВС), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника ВВС. Военно-морской флот (ВМФ), его состав и предназначение. Вооружение и военная техника ВМФ. Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника РВСН. Воздушно-десантные войска, их состав и предназначение. Войска воздушно-космической обороны, их состав и предназначение. Войска и воинские формирования, не входящие в состав Вооружённых Сил Российской Федерации. |
7 ч. |
Тема 15. Боевые традиции Вооружённых Сил России. |
Патриотизм и верность воинскому долгу — качества защитника Отечества. Дружба и войсковое товарищество — основа боевой готовности частей и подразделений. |
2 ч. |
Раздел 7. Основы военной службы. |
22 часа |
|
Тема 16. Размещение и быт военнослужащих. |
Размещение военнослужащих. Распределение времени и повседневный порядок. Сохранение и укрепление здоровья военнослужащих. |
3 ч. |
Тема 17. Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда. |
Суточный наряд. Общие положения. Обязанности дежурного по роте. Обязанности дневального по роте. |
3 ч. |
Тема 18. Организация караульной службы |
Организация караульной службы. Общие положения. Часовой и его неприкосновенность. Обязанности часового. |
3 ч. |
Тема 19. Строевая подготовка. |
Строи и управление ими. Строевые приёмы и движение без оружия. Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении. Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. Строи отделения, развёрнутый строй, походный строй. Выполнение воинского приветствия в строю, на месте и в движении |
7 ч. |
Тема 20. Огневая подготовка. |
Назначение и боевые свойства автомата Калашникова. Порядок неполной разборки и сборки автомата Калашникова. Приёмы и правила стрельбы из автомата. |
4 ч. |
Тема 21. Тактическая подготовка. |
Современный бой. Обязанности солдата в бою. |
2 ч. |
Итого: |
70 часов |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности выпускники должны:
1) Знать/понимать:
• основные правила безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях чрезвычайной ситуации, а также правила личной безопасности при угрозе террористического акта;
• организацию защиты населения в Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе организационные основы борьбы с терроризмом;
• основные принципы здорового образа жизни;
• правила оказания первой медицинской помощи;
• основы обороны государства и военной службы;
• боевые традиции Вооруженных Сил России, государственные и военные символы Российской Федерации.
2) Уметь:
• предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
• грамотно действовать при возникновении угрозы чрезвычайной ситуации и во время чрезвычайной ситуации;
• оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;
• выполнять основные действия, связанные с будущим прохождением воинской службы (строевые приемы, воинское приветствие, неполная разборка и сборка автомата Калашникова, стрельба из автомата и т. д.);
• пользоваться справочной литературой для целенаправленной подготовки к военной службе с учетом индивидуальных качеств.
Приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни будут способствовать обеспечению личной безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе при угрозе террористического акта или при захвате в заложники; выработке убеждений и потребностей в соблюдении норм здорового образа жизни; владению навыками в области гражданской обороны; формированию психологической и физической готовности к прохождению военной службы по призыву.
Критерии оценивания учащихся.
Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме. Письменные работы проводятся по значимым вопросам темы или раздела курса ОБЖ. Контрольные письменные работы проводятся после изучения разделов программы курса ОБЖ в конце четверти и учебного года. В курсе ОБЖ может использоваться зачетная форма проверки знаний.
Преподавание ОБЖ, как и других предметов, предусматривает индивидуально - тематический контроль знаний учащихся. Причем при проверке уровня усвоения материала по каждой достаточно большой теме обязательным является оценивание двух основных элементов: теоретических знаний и умений применять их при выборе практических.
Для контроля знаний по ОБЖ могут используются различные виды работ (тесты, экспресс- опросы, самостоятельные, проверочные, контрольные, практические, ситуационные задачи)
Оценка устных ответов учащихся.
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание рассматриваемых вопросов, дает точные формулировки и истолкование основных понятий, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу ОБЖ, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает суть рассматриваемого вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса ОБЖ, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием стереотипных решений, но затрудняется при решении задач, требующих более глубоких подходов в оценке явлений и событий; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка письменных контрольных работ.
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка практических работ.
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий, самостоятельно и правильно выбирает необходимое оборудование; все приемы проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе выполнения приема были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; если приемы выполнялись неправильно.
Материально-техническое обеспечение.
1. Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г. Сборник нормативных документов. Основы безопасности жизнедеятельности: Примерные программы по основам безопасности жизнедеятельности. - М.: «Дрофа», 2009.
2. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. Поурочные разработки. 10-11 классы. – М.: «Просвещение», 2009.
3. Программы для образовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности 5-11 кл. – М.: «Просвещение», 2010
4. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс. /под редакцией А.Т. Смирнова – М.: «Просвещение», 2012.