РП литературное чтение 1 класс
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе следующих нормативных документов:
I. Федерального уровня:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» зарегистрирован в Минюсте России от 22.12.2009, регистрационный номер 15785).
3. Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» (утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373, зарегистрирован в Минюсте России от 04.02.2011, регистрационный номер 19707).
4. Приказ Минобрнауки России от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» (утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373, зарегистрирован в Минюсте России от 12.12.2011, регистрационный номер 22540).
5. Приказ Минобрнауки России от 18.12.2012 № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» (утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373, зарегистрирован в Минюсте России от 11.02.2013, регистрационный номер 26993).
6. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1643 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» (утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373, зарегистрирован в Минюсте России от 06.02.2015, регистрационный номер 35916).
7. Приказ Минобрнауки России от 18.05.2015 № 507 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» (утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373, зарегистрирован в Минюсте России от 18.06.2015, регистрационный номер 37714).
8. Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» (утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373, зарегистрирован в Минюсте России от 02.02.2016, регистрационный номер 40936).
II. Школьного уровня:
1. Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ Богдашкинской СШ (протокол педагогического совета от 28.08.2017 №1).
2. Учебный план начального общего образования МКОУ Богдашкинской СШ на 2017 – 2018 учебный год.
3. Положение о порядке разработки и требованиях к структуре, содержанию и оформлению рабочей программы учебного предмета в соответствии с ФГОС (Протокол педагогического совета от 28.08.2016 №1).
4. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. — М.: Просвещение, 2014. —128 с. — ISBN 978-5-09-031513-5. Рабочая программа по предмету «Обучение грамоте» .1 класс/ Составитель И.Ф.Яценко.- М.:ВАКО, 2015 г.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно - методического комплекта: Азбука: 1 класс: учебник для четырёхлетней начальной школы в 2-х частях/ В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойко. - М.: «Просвещение», 2017 г.; Литературное чтение:1 класс: учебник для четырехлетней начальной школы в 2-х частях/Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова, Л.А.Виноградская, М.В. Бойкина.- М.: «Просвещение», 2017 г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
« Литературное чтение»
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения предметов, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные результаты освоения курса «Литературное чтение»
-Осознавать роль языка и речи в жизни людей;
-эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- положительное отношение к урокам русского языка;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- мотивация к творческой проектной деятельности;
-интерес к языковой и речевой деятельности;
- мотивация к творческой и практической деятельности;
- уважительное отношение к русскому языку как к родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы.
-Иметь ценностные представления о своей семье и своей малой Родине.
-Использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины, её писателей и поэтов, произведений о родной природе.
-Осознавать свою принадлежность к определённому народу.
-Проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям УНТ своего народа.
-Выявлять схожесть нравственных идеалов в произведениях отечественных и зарубежных авторов, уважительно отзываться о произведениях искусства разных народов дальнего и ближнего зарубежья;
-Проявлять гибкость в суждениях в процессе диалогов и полилогов со сверстниками и взрослыми по нравственно-эстетической проблематике читаемых произведений.
-Проявлять положительное отношение к учебному предмету «Литературное чтение», живой интерес к урокам чтения, желание читать на уроке, отвечать на вопросы учителя (учебника), принимать активное участие в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности, в том числе творческой и проектной.
-Осознавать суть новой социальной роли ученика, принимать нормы и правила школьной жизни, ответственно относиться к уроку литературного чтения (ежедневно быть готовым к уроку), бережно относиться к учебнику и рабочей тетради, проявлять высокий уровень учебной мотивации
-Пользоваться простейшими формами самооценки и рефлексии на уроке.
-Осознавать, что значит быть ответственным и нести ответственность за свои поступки.
-Проявлять в высказываниях готовность нести ответственность за бережное и уважительное отношение к животным, природе, окружающим людям.
-Проявлять стремление понимать красоту поэтического слова (вдумчивое чтение) и употреблять в собственной речи простейшие образные слова и выражения («травка пить хочет», «солнышко спать ушло»), словесном рисовании картин природы из 3 - 5 предложений.
-Проявлять стремление читать стихотворения чувственно и выразительно.
-Проявлять эмоции в процессе чтения произведений, выражать эмоции в мимике, жестах, экспрессивности высказываний.
-Называть простейшие морально-нравственные понятия и нормы поведения.
-Оформлять их в этическое суждение из 3-4 предложений о поступке того или иного героя произведения.
-Осваивать положительный и позитивный стиль общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома.
-Соблюдать правила работы в группе, проявлять доброжелательное отношении к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.
-Позитивно реагировать на соблюдение санитарно-гигиенических норм при чтении, проявлять стремление качественно выполнять гимнастику для глаз и туловища.
Метапредметные результаты освоения курса «Литературное чтение»
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
-читать планируемые результаты на шмуцтитулах учебника и обсуждать их под его руководством учителя;
- понимать, какие учебные задачи будут решаться в процессе изучения темы (с какой целью необходимо читать данный текст: поупражняться в чтении или найти ответ на вопрос и т. д.);
-планировать 1 свои действия на отдельных этапах урока с помощью учителя (например, составить план пересказа по образцу или восстановить последовательность событий сказки по серии рисунков), понимать важность планирования действий.
-контролировать выполненные задания с опорой на образец, предложенный учителем, составлять вместе с учителем план проверки выполнения задания;
-оценивать чтение по ролям, пересказ текста, выполнение проекта по предложенной учителем системе (шкале);
- определять границы известного и неизвестного под руководством учителя: выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме под руководством учителя.
-фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость / неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;
-анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал, формулировать их в устной форме по просьбе учителя;
-осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку» и др.;
-стремиться преодолевать возникающие трудности, проявлять волевое усилие (с помощью учителя). Учащиеся получат возможность научиться:
-принимать общие цели изучения темы, представленные на шмуцтитулах, обсуждать их совместно с учителем;
-понимать учебную задачу урока, воспроизводить её в ходе урока по просьбе и под руководством учителя
Обучающиеся получат возможность научиться:
-принимать общие цели изучения темы, представленные на шмуцтитулах, обсуждать их совместно с учителем;
-понимать учебную задачу урока, воспроизводить её в ходе урока по просьбе и под руководством учителя.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
-осуществлять простейшие логические операции: 1) сравнение по заданным критериям, при помощи учителя (сравнить сказку и рассказ, разные произведения на одну тему, авторскую и народную сказку, художественный и научно-познавательный текст, художественный и учебный текст, сравнить пословицы и текст, текст и иллюстрации (что общего и чем отличаются), сравнить поступки героев и свои собственные; 2) группировка книг (для выставки) по заданным критериям (на одну и ту же тему, одного автора, по заданному основанию (жанр), исключить лишнее (книгу, не соответствующую теме); 3) классификация (распределить по тематическим группам, выбрать слова, которые соответствуют представлениям о дружбе);
- находить нужную информацию в учебнике (название раздела, произведение, номер страницы); в словаре учебника, пользоваться системой условных обозначений; в тексте для пересказа по заданным критериям, информацию для характеристики героя, для выразительного чтения, для ответа на задание;
- работать со словами и терминами: уточнять значение непонятных слов, обращаясь к учителю, взрослому, словарю;
- соотносить прямое и переносное значение слов, находить информацию в энциклопедии.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно работать с учебником литературного чтения как источником информации; находить заданное произведение разными способами;
- выделять в тексте основные части; определять микро- темы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы;
- группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям);
- сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
-отвечать и задавать вопросы по прочитанному произведению;
- создавать связанное высказывание из 3—4 простых предложений на заданную тему с помощью учителя на основе заданного образца;
-участвовать в диалоге с учителем и одноклассником;
- внимательно слушать собеседника, не перебивая его, стараться понять, о чём он говорит;
-участвовать в парной работе, пользуясь определёнными правилами (работать дружно, вместе обсуждать прочитанное, находить общую точку зрения, учиться отстаивать свою точку зрения).
Обучающиеся получат возможность научиться:
- задавать уточняющие вопросы на основе образца;
-принимать участие в коллективной работе (распределять роли, договариваться, не конфликтовать, искать пути выхода из конфликтной ситуации, знать и употреблять вежливые слова);
- подготавливать небольшую презентацию с помощью взрослых по теме проекта, оформлять 2—3 слайда
Предметные результаты изучения курса «Литературное чтение»
Обучающиеся научатся:
Виды речевой и читательской деятельности
– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
– осмысленно, правильно читать целыми словами;
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– подробно пересказывать текст;
– составлять устный рассказ по картинке;
– называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударные, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные);
- не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;
– определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);
– обозначать мягкость согласных звуков на письме;
– определять количество букв и звуков в слове;
– ставить пунктуационные знаки конца предложения;
– списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;
– находить корень в группе доступных однокоренных слов
Обучающиеся научатся:
-воспринимать на слух произведения различных жанров (небольшие рассказы, стихи, сказки);
-чётко и правильно произносить все звуки;
- плавно читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения 1;
-читать, определяя ударный слог, соблюдать паузы в соответствии со знаками препинания в середине и в конце предложения;
-читать и понимать нравственный смысл пословиц и поговорок, соотносить их с помощью учителя с содержанием произведения;
-определять основную мысль прочитанного произведения с помощью учителя, а также с помощью пословицы;
-определять последовательность событий и находить смысловые части произведения (начало, основная часть, конец) под руководством учителя;
-восстанавливать текст произведения, вставляя пропущенные слова и предложения; соотносить иллюстрации и текст;
-называть героев произведения, давать им простейшую характеристику; размышлять об их поступках;
-уметь отвечать на вопросы: «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?», «Чем понравилось / не понравилось произведение?»;
-выбирать нужную книгу по названию и обложке для самостоятельного чтения;
-отгадывать с помощью учителя загадки (о каком предмете идёт речь, как догадались), сопоставлять их с отгадками;
-отвечать на вопросы о прочитанном произведении;
-объяснять незнакомые слова, пользоваться словарем.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- соотносить название рассказа с его содержанием;
-отвечать на вопрос: «Почему автор дал произведению именно такое название?».
-читать с выражением, выделяя важные слова и мысли под руководством учителя;
-читать текст по ролям, отражая настроение и характер героя (под руководством учителя);
-задавать вопросы по прочитанному произведению;
-при помощи учителя составлять план, определять смысловые части;
- пересказывать небольшой текст на основе картинного плана при помощи учителя;
-выявлять под руководством учителя особенности научно- познавательных и художественных текстов;
-определять особенности прозаического и поэтического текстов;
- высказывать собственное мнение о прочитанном произведении;
-сравнивать разные произведения на одну тему.
Творческая деятельность
Обучающиеся научатся:
-восстанавливать содержание произведения (сказки) по серии сюжетных иллюстраций (картинному плану);
-восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана, под руководством учителя;
-составлять небольшое высказывание на основе образца, данного учителем (о дружбе, о питомце);
-придумывать окончание сказок по образцу.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-сочинять загадки в соответствии с тематическими группами (загадки о природе, животных и др.) по заданным критериям;
-самостоятельно придумывать небылицы, потешки, песенки по образцу;
-обсуждать прочитанное или прослушанные произведение; соглашаться или не соглашаться с высказыванием учителя, товарищей, приводить свои аргументы с помощью простых предложений (например, он хочет стать героем или поступков героя не совершал.)
Литературоведческая пропедевтика
Обучающие научатся:
-на практике различать загадки, песенки, потешки, небылицы;
-отличать прозаический текст от поэтического под руководством учителя;
-понимать особенности народных и авторских сказок (авторская сказка — указание автора на обложке, к произведению; народная сказка — указание, что сказка русская народная, татарская и т. д.).
- отличать сказку от рассказа, называть особенности сказочного текста (герои животные, герои — буквы разговаривают, как люди; поступают, как люди);
- знать, что такое рифма, приводить примеры рифмованных строчек.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-находить в тексте различные средства художественной выразительности (слова, с помощью которых описывается объект наиболее точно, необычно, ярко; сравнивается с другим объектом; приписываются действия живого к неживому, передается речь неживого);
-определять тему произведения, выставки;
-оценивать по предложенным учителем критериям по- ступки героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение»
Добукварный период
Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Букварный период
Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте, в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Звуки речи. Смыслоразличительные качества звуков. Единство звукового состава слова и его значения. Интонационное выделение звуков в слове. Звуковой анализ слова. Число и последовательность звуков в слове. Изолированный звук (выделение, называние, фиксация фишкой). Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак – рак). Работа с моделями: построение модели звукового состава слова, отражающей качественные характеристики звуков (гласные и согласные, твердые и мягкие согласные звуки). Подбор слов, соответствующих заданной модели.
Гласные и согласные звуки. Смыслоразличительная функция твердых и мягких согласных звуков.
Согласные звонкие и глухие, парные – непарные.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Ударение. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Ударение. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Звук и буква. Буква как знак звука. Изучение букв русского алфавита. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение). Гласные буквы как показатель твердости – мягкости согласных звуков. Буквы Е, е, Ё, ё, Ю, ю, Я, я (йотированные), их функции.
Обозначение буквами звука [й’] в разных позициях.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Сравнительный анализ буквенных записей слов с разными позициями согласных звуков.
Послебукварный период
Слово как объект изучения. Материал для анализа. Значение слова. Слово и предложение (различение). Наблюдение над значением слова. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения. Заглавная буква в начале предложения, в именах собственных. Знаки препинания в конце предложения (ознакомление).
Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.
Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Сочинение небольших рассказов повествовательного характера (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформированного текста повествовательного характера.
Жили-были буквы
Стихотворения В. Данько, С. Чёрного, С. Маршака, Г. Сапгира, М. Бородицкой, И. Гамазковой, Е. Григорьевой.
Творческая работа: волшебные превращения.
Проектная деятельность. «Создаём город букв», «Буквы — герои сказок». Литературная сказка И. Токмаковой, Ф. Кривина.
Виды речевой и читательской деятельности:
- умение слушать (аудирование);
- чтение (вслух и про себя);
- работа с разными видами текста;
- библиографическая культура (работа с текстом художественного произведения, работа с научно-популярными, учебными и другими текстами)
- умение говорить (культура речевого общения);
- письмо (культура письменной речи).
Сказки, загадки, небылицы
Сказки авторские и народные. «Курочка Ряба». «Теремок». «Рукавичка». «Петух и собака».
Сказки А. С. Пушкина.
Произведения К. Ушинского и Л. Толстого
Апрель, апрель. 3венит капель!
Лирические стихотворения А. Майкова, А. Плещеева, Т. Белозёрова, С. Маршака, И. Токмакова. Е. Трутнева.
Проект: «Составляем сборник загадок».
И в шутку и всерьёз
Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, Г. Кружкова, К. Чуковского, О. Дриза, О. Григорьева, Т. Собакина.
Юмористические рассказы для детей Я. Тайца, Н. Артюховой, М. Пляцковского.
Я и мои друзья
Рассказы о детях Ю. Ермолаева, М. Пляцковского.
Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа, В. Берестова, И. Пивоваровой, Я. Акима, Ю. Энтина.
О братьях наших меньших
Стихотворения о животных С. Михалкова, Р. Сефа, И. Токмаковой.
Рассказы В. Осеевой.
Сказки — несказки Д. Хамса, Н. Сладкова
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на изучение каждой темы
№п/п |
Содержание тем |
Количество часов |
1 |
Добукварный период |
18 |
2 |
Букварный период |
65 |
3 |
Послебукварный период |
9 |
4 |
Жили-были буквы |
7 |
5 6 7 8 9 |
Сказки, загадки, небылицы Апрель, апрель! Звенит капель… И в шутку и в серьез Я и мои друзья О братьях наших меньших |
7 5 7 7 7 |
|
Итого: |
132 |