РП "Исследователи родной природы" 5 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности разработана на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования) (для 5-8 классов);
3. Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 N 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования"
4. Приказ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в ФГОС OОО, утв. приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 № 1897»,
5. Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10» «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011) (далее - СанПиН 2.4.2. 2821- 10);
6. ООП ООО МКОУ Богдашкинской СШ
7. План внеурочной деятельности МКОУ Богдашкинской СШ
8. Программа внеурочной деятельности «Тайны живой природы» для учащихся 5-х классов: методические рекомендации / Е.В. Спирина, Т.Ю. Гречушникова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2012
Основные цели программы– создать условия для усвоения учащимися знаний о живой природе как биосистеме, о современном состоянии окружающей среды; обобщить и углубить знания о взаимосвязи состояния здоровья с условиями среды обитания; способствовать развитию у школьников умения осуществлять познавательную, коммуникативную, практико-ориентированную деятельность.
В соответствии с учебным планом программа рассчитана на 1 год обучения, занятия проводятся 1 раз в неделю по одному часу, за год –35 часов.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные:
• Формирование ответственного отношения к учению, способности обучающихся к саморазвитию, самообучению на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования;
• Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
• Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы; экологического мировоззрения, экологической нравственности, гражданской ответственности и неравнодушия к проблемам окружающего мира;
• Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками педагогами;
• Формирование универсальных учебных действий; развитию творческого мышления учащихся.
Метапредметные:
• Развитие умений проведения исследовательской деятельности в ходе работы над проектами;
• Формирование умений работать с различными источниками информации: печатными изданиями, научно-популярной литературой, справочниками, Internet, ЭОР; формирование ИКТ-компетенции;
• Развитие умения анализа статистических данных, их обработки, составления диаграмм, таблиц, схем;
• Формирование навыков адекватного использования речевых средств в ходе ведения дискуссии, аргументированного отстаивания своей точки зрения; развитие коммуникативных качеств личности школьников, навыков совместной деятельности в коллективе; умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение.
• Выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
• Аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;
• Осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
• Раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
• Выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
• Различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
• Сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• Устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
• Использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
• Знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
• Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
• Описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
• Знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Обучающийся получит возможность научиться:
• Находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
• Основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
• Использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;
• Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
• Осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
• Создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
• Работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Формы организации учебных занятий:
• индивидуальные (практические и творческие задания, консультации, беседы);
• групповые (биологические эксперименты, конкурсы, экологические праздники, ролевые игры, акции, выставки);
• обучение в микрогруппах (проектная деятельность, создание компьютерных презентаций).
Виды учебной деятельности:
1. Учебные занятия:
• комплексное;
• экскурсии;
• полевой практикум;
• лабораторные и практические работы.
2. Контрольные занятия:
• выставка;
• защита проекта;
• конференции, круглые столы;
• анкетирование;
• викторины.
Раздел 1. Введение
Включает в себя занятия по изучению истории развития науки биологии, объектов и методов, значения в современном мире. Происходит знакомство школьников с основными методами исследования. Обсуждаются правила поведения в природе. Поводится вводный инструктаж.
Раздел 2. Мир невидимых существ
Включает теоретические и практические занятия по изучению строения клетки, особенностей бактериальной клетки. Учащиеся знакомятся с историей открытия клеточного строения, заслугами великих естествоиспытателей и учёных Левенгука, Гука, Мечникова, Пастера, Дженнера. Достаточное количество времени отводится на знакомство учащихся с причинами и профилактикой инфекционных заболеваний. В разделе предусмотрено изучение использования микроорганизмов в промышленности благодаря достижениям биотехнологии.
Содержание учебных занятий способствует формированию у учащихся представлений о роли бактерий в экосистеме, о круговороте веществ. В данном разделе планируется работа над проектами и их защита, творческие конкурсы.
Конкурс творческих работ «Я – наследник знаменитого естествоиспытателя».
Защита проектов «Предупреждён – вооружён».
Раздел 3. Зелёные помощники
Содержание учебных занятий раздела способствует формированию у школьников знаний об особенностях растений как трансформаторов солнечной энергии, о многообразии растительного мира, об удивительных растениях. Значительная часть времени отводится на приобретение знаний о полезных (съедобных, лекарственных) и опасных для человека растениях. Предусматривается знакомство с аромотерапией, фитотерапией как средствами восстановления работоспособности и снятия стресса, с использованием лекарственных растений. Школьники приобретут навыки определения растений, составления лечебных сборов. Выясняются причины сокращения численности некоторых видов растений; учащиеся знакомятся с растениями, занесёнными в красную книгу Ульяновской области.
Содержание раздела предусматривает знакомство учащихся с происхождением комнатных растений, их агротехникой. Учащиеся приобретают знания о бионике.
Предусмотрено проведение практических работ и экскурсий, проектная деятельность, постановка и показ экологической сказки.
Практическая работа «Агротехника комнатных растений».
Практическая работа «Анализ видового состава растений помещения».
Практическая работа «Анкетирование и обработка данных о степени комфортности помещений».
Практическая работа «Моделирование комфортного помещения».
Защита проектов «Комфортное помещение».
Виртуальная экскурсия «Озеленение помещений».
Экологическая сказка «Робинзон и ботаники».
Раздел 4. Съедобные и не только
Раздел включает в себя материал, посвящённый особенностям царства Грибы, многообразию и значению грибов в природе. Предусматривается знакомство школьников с использованием грибов в хлебопекарной, фармацевтической промышленности, в медицине. Рассматриваются аспекты сохранения здоровья человека через изучение воздействия грибов, их биологически активных веществ на организм. Предусматривается знакомство со съедобными и ядовитыми грибами, грибами-двойниками, правилами сбора грибов и мерами первой доврачебной помощи при отравлении грибами.
Школьники приобретут навыки проектной деятельности, публичных выступлений при защите проектов. Викторины, защита проектов позволят распространить знания о грибах среди школьников, не посещающих занятия кружка.
Практическая работа «Съедобные и ядовитые грибы».
Защита проектов «Без грибка не съешь блинка».
Викторина «Грибное царство».
Раздел 5. Олений мох и манна небесная
Содержание раздела создаёт условия для формирования представлений у школьников об особенностях лишайников как симбиотических организмах их особенностях, значении в природе и жизни человека. Учащиеся приобретут знания о биоиндикации и лихеноиндикации в частности.
Предусматривается осуществление оценки состояния атмосферного воздуха в микрорайоне школы методом лихеноиндикации. В ходе работы над проектами учащиеся развивают навыки исследовательской деятельности. Защита проектов и ролевая игра помогают закрепить навыки ведения дискуссии и способствуют развитию коммуникативных способностей.
Практическая работа «Определение состояния атмосферного воздуха методом лихеноиндикации».
Защита проектов «Чудо – организмы».
Раздел 6. Все тайны раскрыты?
Содержание раздела способствует развитию у школьников познавательного интереса, стремления узнать новые тайны живой природы. Предусматривается проведение экскурсии, подведение итогов за год. Намечаются задачи на новый учебный год. Проводится инструктаж по ТБ в летнее время.
Экскурсия «Экологическая тропа».
Акция «Чистая роща».
Тематическое планирование
№ п\п |
Раздел |
Кол-во часов |
1. |
Введение |
2 |
2. |
Мир невидимых существ |
6 |
3. |
Зелёные помощники |
14 |
4. |
Съедобные и не только |
6 |
5. |
Олений мох и манна небесная |
4 |
6. |
Все тайны раскрыты? |
3 |
|
Итого: |
35 |